Такие бренды, как Oculus Rift и Microsoft HoloLens, сделали VR популярным благодаря играм; теперь Хилтон и другие исследователи используют те же инструменты для мониторинга экспериментов, сотрудничества с международными партнерами по исследованиям и проведения иммерсивных учебных программ для студентов и коллег.
Хилтон использует гарнитуру Oculus Quest 2 (сейчас продается как Meta Quest 2), поскольку она относительно недорогая (около 35 тысяч рублей за базовую версию) и позволяет использовать несколько гарнитур одновременно. Программное обеспечение также работает на ПК, что позволяет взаимодействовать как с ПК-гарнитурой, так и по принципу ПК-ПК или гарнитура-гарнитура. Его виртуальная лаборатория была создана с помощью программы трехмерного проектирования Unreal Engine от американского разработчика Epic Games. Для одиночных пользователей она работает на локальном сервере, а для многопользовательских программ и программ голосовой связи переключается на облачный сервер.
Во время пандемии сотрудники лаборатории Хилтона столкнулись с проблемой проведения продуктивных встреч с партнерами по исследованиям в Германии и США, используя только видеосвязь. "В то время существующие коммерческие программы были дорогими - от 20 до 70 тысяч фунтов стерлингов - и не подходили для наших нужд, поэтому нам пришлось начинать с нуля", - объясняет Хилтон. Теперь в его виртуальной лаборатории есть зал заседаний на 20 мест, а в реальной лаборатории то же самое пространство представляет собой скромный складской шкаф.
Три ассистента с искусственным интеллектом помогают исследователям ориентироваться в виртуальной лаборатории химика Стивена Хилтона, которая соответствует его реальной лаборатории.
В настоящее время он использует VR-среду в основном для обучения студентов, которые могут практиковаться в проведении экспериментов или выполнять задания, доступные как через ноутбук, так и через VR-гарнитуры дома и в кампусе. Три ИИ-ассистента - мультяшные человекоподобные фигуры в натуральную величину, которые отвечают на вопросы пользователей, когда те обращаются к ним, - находятся под рукой, чтобы предложить поддержку. У каждого помощника есть своя роль и предыстория, и он опирается на запрограммированную базу знаний, а также на модель искусственного интеллекта ChatGPT, чтобы вести пользователей по виртуальному пространству и отвечать на вопросы о безопасности, инвентаре и запасах. Частные клиенты, среди которых есть компании и исследовательские институты, должны вносить плату, что позволяет получить средства для будущих лабораторных проектов. Но команда Хилтона также использует VR-среду для просветительской работы, принимая у себя группы учащихся средних школ и коллег из многих стран.
По его словам, это помогает сделать науку более доступной: если раньше Хилтон и его команда могли одновременно руководить лишь несколькими студентами-химиками и членами лаборатории, то теперь неограниченное количество учеников могут практиковаться в экспериментах, оценке безопасности и других сценах дома или в партнерских учреждениях в других странах. Это также означает, что Хилтон тратит меньше времени на повторение инструкций или объяснение студентам, где найти оборудование, что позволяет ему сосредоточиться на других проектах, включая расширение программы исследований VR.
"Совсем недавно мы создали инструмент, позволяющий виртуальным помощникам говорить на десяти иностранных языках", - говорит он. "База знаний переводится в режиме реального времени, то есть я могу ответить на вопрос студента прямо на английском, а он услышит ответ на своем родном языке. Мы видим большие возможности для этого во многих странах".